Программы налогового резидентства как тенденция
Почему за прошедшие два месяца сразу три страны Карибского региона объявили об открытии программ налогового резидентства? Законодателем моды стала Сент-Люсия. 6 июля 2017 года премьер-министр Частанет в одном из интервью, данных в Швейцарии, сообщил, что правительство Сент-Люсии развертывает программу налогового резидентства, а также готовит новый Закон о штаб-квартире. Премьер-министр выразил надежду на то, что его страна станет Карибским Монако. По его мнению, если иметь правильные институты, правовые рамки и подходящие фискальные условия, то нет причин, по которым это не сработает.
Спустя три недели этому примеру последовали острова Сент-Китс и Невис. Лес Хан, глава Министерства, занимающегося приемом заявок на гражданство за инвестиции, в другом интервью объявил, что Сент-Китс и Невис тоже начнут программу, которая позволит инвесторам стать налоговыми резидентами островов на условиях проживания всего два месяца в году. Налоговые резиденты, сказал Хан, впоследствии будут иметь право конвертировать вид на жительство в гражданство путем наращивания своих инвестиций. Наконец, Рузвельт Скеррит, премьер-министр Содружества Доминики, во время бюджетного обращения на прошлой неделе сообщил, что планы аналогичной схемы также существуют и на Доминике.
Таким образом, в течение всего двух месяцев три Карибские страны, продающие гражданство за инвестиции, заявили о своих намерениях открыть программы налоговой резидентности. Нет никаких оснований ожидать, что в таких условиях Гренада и Антигуа не сделают то же самое. Что движет этой тенденцией? И почему именно сейчас? Главным образом, это перспектива беспрецедентного повышения уровня прямых иностранных инвестиций и налоговых поступлений. Премьер-министр Скеррит предположил, что программа налоговой резидентности может привлечь больше государственных доходов, чем все поступления от подоходного налога Доминики, которые в настоящее время составляют 34 млн. долларов США.
Это также касается экономической диверсификации. Над Карибскими странами, имеющими паспортные программы, висит, как дамоклов меч, постоянная угроза того, что безвизовый доступ к Шенгену может быть отменен. Поэтому получение доходов от схем гражданства за инвестиции не должны восприниматься как должное. Лидеры большинства стран Карибского бассейна понимают, что это уязвимая позиция, и что экономику нужно укреплять и другими способами. Благоприятная налоговая и нормативная среда — это, как и их безвизовый доступ, конкурентное преимущество, которое в отличие от визовой политики ЕС и США не смогут демонтировать в одностороннем порядке.
Вероятно, мало кто признает это, но внезапная мода на программы резидентности, пусть даже в таком сильно усеченном виде как всего два месяца в году, может быть превентивной попыткой успокоить озабоченность США и ЕС в отношении схем продажи гражданства без необходимости проживать на островах. Если часть экономических граждан должна будет провести значительное время в Карибском бассейне, это сделает программы более приемлемыми для тех, кто выражает озабоченность национальной безопасностью.
В целом можно сказать, что в отрасли второго гражданства наблюдается четкая тенденция в направлении более твердых требований к физическому проживанию. Например, такая проблема была при попытке запустить мальтийскую паспортную программу. Изначальная версия предполагала возможность быстрого получения гражданства, но после переговоров и торгов с оппозицией и Еврокомиссией пришлось пойти на уступки и ввести условие одного года «связи со страной». Также, как и на Кипре, реального обязательного проживания оговорено не было, но технически невозможно получить паспорт Мальты ранее, чем через год после получения карты резидента.
Есть мнение, что увеличенное физическое проживание в рамках схем гражданства за инвестиции как бы дополнительно легитимизует эти программы как внутри страны, так и среди иностранных бюрократов. Какой именно интерес покажут инвесторы к этим новым инициативам о налоговой резидентности, как всегда, покажет время. Но даже если это будет только умеренный интерес, будет трудно найти хорошие аргументы в пользу того, почему у маленькой страны не должно быть политики, направленной на то, чтобы держать двери открытыми для богатых людей, желающих переехать на Карибы. В конце концов, это свободные деньги…
Отредактировано 18.05.2023