Есть ли будущее у иммиграции в Канаду через инвестиции?
Хорошо известно, что в своё время Канада была, пожалуй, самой открытой страной мира по отношению к иммигрантам. И даже теперь она всё еще принимает более 300 000 иммигрантов в год. Также многие годы страна была мировым лидером в привлечении иностранных инвесторов. После своего запуска в 1986 году федеральная программа иммиграции в Канаду по категории инвестор привлекала больше богатых иммигрантов, чем любая подобная схема, существующая на тот момент в мире. Тем не менее, в 2014 году Канада закрыла эту программу, и, хотя она продолжает существовать на уровне отдельных провинций, например, в Квебеке, приём иммигрантов стал жёстко ограничен ежегодными квотами. Согласно текущим требованиям квебекской схемы, инвестиционная иммиграция работает следующим образом: одобренный кандидат даёт правительству беспроцентный кредит в размере 800 000 канадских долларов, который возвращается через пять лет.
Тем не менее, несмотря на наличие в Канаде ряда провинциальных программ большинство иммигрантов по-прежнему продолжают приезжать в страну в основном по федеральной линии. При этом как провайдеры услуг, так и инвесторы хотят знать, будет ли Канада запускать новую схему приёма инвесторов. Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть три фактора.
Во-первых, инвестиционная иммиграция для Канады является политически чувствительным вопросом. Федеральное правительство осознает, что запуск новой программы для инвесторов может подорвать доверие общественности. Согласно опросу 2017 года, 78 % канадцев считают, что иммиграция приносит пользу экономике. Тем не менее, в канадских СМИ инвестиционная иммиграция часто изображается в негативном ключе, что влияет на общественное мнение и даже в известной степени создаёт это мнение. В сообщениях прессы часто утверждается, что схемы инвестиционной иммиграции дают преимущество богатым людям, которые не заинтересованы в строительстве новой жизни в Канаде, а просто хотят получить канадское гражданство. Поскольку в рамках этих программ в прошлом вскрывались случаи жульничества, некоторые СМИ продолжают связывать иммиграцию с мошенничеством. Кроме того, быстро растущие цены на недвижимость в Торонто и Ванкувере для многих канадцев сделали домовладение менее доступным. В результате покупатели-нерезиденты и инвесторы-иммигранты рассматриваются как часть проблемы, тем самым замыкая восприятие порочного круга.
Во-вторых, как это ни парадоксально, создаётся впечатление, что Канаде не нужны иммигранты-инвесторы, так как это богатая страна. Даже на пике существования программы суммарный капитал, принесённый инвесторами, прибывающми в Канаду, составлял очень небольшую долю по сравнению с ВВП страны. Таким образом, Канада может себе позволить закрыть двери для инвесторов, тогда как некоторые другие государства не могут позволить такую роскошь. Сравните экономическое положение Канады с другими странами, имеющими инвестиционные схемы предоставления видов на жительство или гражданства. Для примера приведём острова Антигуа и Барбуду; в 2017 году доходы от продажи антигуанского гражданства составили 20 % от ВВП страны!
Более того, глобальный бум в сфере инвестиционных схем иммиграции или получения гражданства, который наблюдается всё последнее десятилетие, не случайно совпал с мировым финансовым кризисом 2008 - 2009 годов. Государства, оказавшиеся в трудном положении, прибегли к запуску таких программ, чтобы стабилизировать свою экономику. С другой стороны, благодаря строгому регулированию финансового сектора Канада смогла справиться с кризисом лучше, чем многие другие страны.
В-третьих, Канаде трудно разработать новую программу, которая являлась бы конкурентоспособной на мировом уровне и одновременно отвечала бы политическим целям государства. Красноречивый пример: в 2015 году федеральное правительство запустило экспериментальную программу венчурного капитала (Immigrant Investor Venture Capital), которая по факту провалилась; закрыта в 2018 году. Специалисты Компании «Элма Глобал» ещё при запуске схемы знали, что так и будет. Сумма 2 000 000 CAD, которую нужно вложить на 15 лет в рискованные проекты, при необходимости иметь 10 000 000 CAD документально доказанных аудитами личных активов, — это явный перебор по всем понятиям. Это существенно дороже программы гражданства Кипра, не говоря уже о том, что ПМЖ и гражданство – статусы несопоставимые по весу.
Глобальный бум инвестиционных программ поставил Канаду в трудное положение. Из-за своего статуса страны первого уровня в рамках новой программы Канада могла бы легко оправдать увеличение суммы инвестиций, необходимых для получения ПМЖ и, вероятно, должна будет сделать это в любом случае для повышения экономического эффекта схемы. Но это может подорвать конкурентоспособность программы. Учитывая, что в настоящее время несколько стран первого мира, включая Великобританию, США и Австралию, имеют схемы привлечения крупных инвесторов на государственном уровне, Канада больше не может надеяться на то, что инвесторы будут идти тем же потоком, как это было между 1986 и 2014 годами.
Короче говоря, если до этого дойдёт до нового запуска, федеральное правительство должно будет запустить программу, удовлетворяющую следующим критериям: 1) надежная проверка заявителей, 2) отсутствие таких сумасшедших сроков рассмотрения, как было ранее: на момент закрытия программы в 2014 году люди ждали решения по своему заявлению на ПМЖ по 4 года; 3) нужно рассчитывать на иммигрантов, которые останутся в Канаде, чтобы внести здесь экономический и социальный вклад; и 4) должно быть оказано заметное влияние на экономический рост и создание рабочих мест.
Из-за исторически низких процентных ставок, которые, вероятно, и далее будут низкими, достижение четвертой цели в течение последнего десятилетия было сложной, если не сказать невыполнимой, задачей. Когда почти десять лет назад процентные ставки упали, Канада не смогла использовать средства инвесторов-иммигрантов для деятельности по созданию рабочих мест, поскольку через 5 лет этот кредит нужно возвращать в полном объёме. Таким образом, любая новая программа должна быть чувствительной к среде с очень низкими процентными ставками и, возможно, при запуске новой схемы потребуется зайти так далеко, как зашли некоторые Карибские страны, то есть потребовать невозмещаемого депозита.
Ни одна из вышеперечисленных задач не является непреодолимой. Хорошо разработанная программа может принести Канаде пользу и завоевать доверие общественности. Но в настоящее время не наблюдается никакой спешки; позиция федерального правительства такова, что отсутствие инвестиционной иммиграции всё же лучше плохой программы.
24 февраля 2018