Правовой статус почетных консулов
Почетное консульство – это разновидность консульского учреждения, которое возглавляет почетный (нештатный) консул. Он не получает жалования от назначившей его страны, но при этом находится на государственной службе страны назначения, выполняя свои функции на общественных началах. При этом почетный консул финансирует открытие консульского учреждения и организацию его работы. В дипломатической иерархии почетный консул находится в подчинении генерального консула или чрезвычайного полномочного посла. На самом деле это подчинение носит скорее формальный характер. На деле, если почетному консулу не предоставили право выдачи виз в страну назначения, его работа обычно сводится к организации за свой счет одного или двух мероприятий в год в соответствующем консульском округе. Согласно экзекватуре консульским округом может быть город, область и даже целая страна. Эти мероприятия могут носить торговый, деловой, спортивный или культурный характер. Учитывая протяженность нашей страны и огромные просторы, которые не может охватить организованное в Москве посольство какой-либо страны, с которой у России установлены дипломатические и консульские отношения, назначение почетных консулов в регионы представляется очень актуальным.
Глава III Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. устанавливает правовой режим почетных консульских должностных лиц и консульских учреждений, возглавляемых такими должностными лицами. Данный вопрос вызвал широкий обмен мнениями на Венской конференции по консульским сношениям 1963 г. В результате ст. 68 конвенции зафиксировала положение о том, что каждое государство может свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консульских должностных лиц.
Что касается привилегий и иммунитетов, то они должны предоставляться почетным консулам в рамках осуществления ими своих консульских функций. При этом почетным консулом может быть назначен не только гражданин государства отправления, но и гражданин государства пребывания или третьего государства, с согласия государства пребывания. При назначении нештатных консулов круг его полномочий определяется государством назначения по согласованию с государством пребывания, что дает возможность наделить почетного консула только определенными функциями, например, развитие экономических и культурных связей. На нештатных консулов не распространяется запрет на занятие какой-либо профессиональной или коммерческой деятельностью.
В настоящее время при назначении почетных консулов законодательство ряда стран отдает предпочтение гражданам своего государства, живущим за границей. При отсутствии таковых на этот пост может быть назначен местный житель государства пребывания. Это отражено в законодательстве Франции, Бельгии, Дании, Греции, Уругвая и ряда других стран. Данное обстоятельство связано с тем, что функции консула принимают политический характер, поскольку их осуществление происходит от имени представляемого государства. Почетный консул находится под контролем как дипломатического представительства, так и штатного консульства государства пребывания. Ст. 66 Венской Конвенции устанавливает, что почетное консульское должностное лицо не освобождается от всех налогов, сборов и пошлин на вознаграждение и зарплату, которые оно получает от представляемого государства за выполнение консульских функций. Государства обязуются не поручать почетным консулам дипломатические и политические функции. Основными их функциями, как правило, являются торговое посредничество и содействие продвижению экспортной продукции представляемого государства на местные рынки.
Как начать оформление?
Для начала процедуры оформления необходимо предоставить "правильно и в нужном ключе" написанную краткую автобиографию. Правильно составленная автобиография должна показать респектабельность и серьезность намерений. При рассмотрении заявок на должность почетного консула Министерство Иностранных Дел направляющего государства рассматривает документы обратившегося человека, состоятельность, происхождение средств, состав семьи, принимает во внимание его возможности и связи. Также принимается во внимание участие человека в благотворительных акциях, если это имело место. Рассматривается, достоин ли данный кандидат того, чтобы представлять государство, сможет ли он внести вклад в развитие межгосударственных и культурных связей. У нас есть возможность лоббирования проектов назначения на должность почетного консула в различных островных юрисдикциях, экономика которых основана на туристическом секторе и сопутствующей инфраструктуре сферы услуг, а также в некоторых странах Латинской Америки. Дополнительную информацию можно узнать на наших консультациях в офисе.
Важная правовая оговорка. Открытие почетных консульств – длительный юридический процесс, в котором не только нужно успешно пройти ряд инстанций – посольство, МИД соответствующей страны, и другие министерства, но и получить аккредитацию в стране назначения, например, в МИДе Российской Федерации, если речь об открытии консульского учреждения на территории нашего государства. При всем том, что в отдельных случаях наши сотрудники готовы оказать юридическое и практическое содействие в открытии почетных консульств, но эта тема безумно далека от покупки дипломатических паспортов и привилегий, а также другой чепухи и ахинеи, которую описывают некоторые веб-сайты в сети Интернет. Это штучный товар, возможный к юридической реализации не только при наличии у кандидата серьезной биографии, но и, прежде всего, при совпадении государственных интересов соответствующих стран. Также следует помнить, что статус почетного консула — это не только набор привилегий, но в первую очередь большая общественная нагрузка и общественная работа.